Таблица растворимости с цветами осадков


При возможности урок лучше сопровождать электронной презентацией. Цели урока: Обучающие: Дать понятия "качественная реакция", сформировать понимание учащихся о возможности использования качественных реакций для анализа образцов воды, продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций в ионном виде. Воспитывающие: Способствовать формированию умения применять приемы логического мышления, способствовать развитию грамотной устной и письменной химической речи. Развивающие: Создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами. Ход урока Далее представлен урок, основанной на исследовательской работе. Организационный момент 1-2 мин. Учитель организует внимание учащихся. Овладение содержанием учебного материала 20 мин. А Понятие качественных реакций. На этом этапе урока учащийся, выполнявший исследовательскую работу, рассказывает о качественных реакциях их видах. Качественные реакции - характерные реакции, используемые для идентификации различных веществ. Для определения присутствия веществ, анионов, катионов используются различные химические реакции. Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа, целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях. Качественные реакции можно разделить на два вида: качественные реакции на катионы и анионы. Качественные реакции на катионы Это реакции, с помощью которых можно определить наличие того или иного катиона в растворе. Основные качественные реакции на катионы представлены в таблице 1. Качественные реакции на катионы. Катион Воздействие или реактив Наблюдаемая реакция Li + Пламя Карминово-красное окрашивание Na + Пламя Желтое окрашивание К + Пламя Фиолетовое окрашивание Са 2+ Пламя Кирпично-красное окрашивание Sr 2+ Пламя Карминово-красное окрашивание Ва 2+ Пламя S0 4 2- Желто-зеленое окрашивание. Определить наличие в растворе таких ионов как Li +, Na +, К +, Са 2+, Sr 2+ с помощью химического взаимодействия невозможно, так как эти ионы не могут быть связаны в растворе с образованием нерастворимого вещества. Некоторые ионы можно определить двумя способами и по химическому взаимодействию, и по цвету пламени. Таким образом определить наличие в растворе катионов можно как с помощью химических реакций, так по окраски пламени. Это реакции, с помощью которых можно определить наличие того или иного аниона в растворе. Основные качественные реакции на анионы представлены в таблице 2. Качественные реакции на катионы. H 2SO 4 и Си, нагреть. Таким образом, проведя качественные реакции можно подтвердить однозначно их наличие определенных ионов в растворе. Б Использование качественных реакций. Данный этап урока посвящен тому, где можно использовать качественные реакции. Ученик, выполнявший исследовательскую работу рассказывает о практической части своей работы, где проводилось исследование различных образцов воды. Экспериментальная часть работы состояла из двух опытов по изучению качественного состава образцов водопроводной и природной воды. Цель: исследование состава воды водопроводного и природного происхождения с помощью качественных реакций на ионы H +, OH - Cl - SO 4 2. Опыт проводился следующим образом: каждый образец воды был разделен на четыре части. К каждой части соответственно добавлялся соответствующий реактив, полученные наблюдения представлены в таблице, а ход опыта на рисунке. В случае определения проведения качественных реакций на кислоту и щелочь, по мимо изучаемых образцов использовались контрольные образцы, содержащие соответственно соляную кислоту и гидроксид калия. Это необходимо, для того чтобы лучше увидеть изменение цвета индикатора. Опыт показал, что в водопроводной воде из Красного Села содержится значительное количество хлорид ионов, а в водопроводной воде с территории гимназии содержание хлорид ионов не значителен. Вода, полученная при таянии снега, и фильтрованная вода не содержат хлорид ионов в обнаруживаемых количествах. Наблюдения представлены в таблице, откуда видно, что в исследуемых образцах нет кислоты и щелочи. Опыт показал, что снег с магистрали содержит значительное количество хлорид ионов и небольшое количество сульфат ионов. Другие образцы не содержат в обнаруживаемых количествах ни сульфат, ни хлорид ионов. Опыты показали, что водопроводная вода из Красного Села определяемые с помощью качественной реакции, количества хлорид ионов, а водопроводная вода из гимназии -. Закрепление знаний учебного материала 10 мин. На данном этапе учащимся предлагается выполнить практическое задание по проведению качественных реакций. Записать наблюдения и уравнения соответствующих реакций. Учащиеся выполняют задания в парах и заполняют таблицу: ФИО Уравнение диссоциации соли в растворе Качественная реакция на катион Необходимый реактив Наблюдения Уравнение реакции в ионном виде Качественная реакция на катион Необходимый реактив Наблюдения Уравнение реакции в ионном виде Вывод Домашнее задание обычно отсутствует. Завершение урока 1-2 мин. Учитель благодарит учащихся за урок, оценивает деятельность учащихся в целом и отдельных учащихся индивидуально. Собирает таблицы с выполненным заданием. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».

комментарий:

комментарий
 

В обе пробирки по каплям добавьте раствор хлорида бария. За счет многократного повторения и вдоль колонки осадок переходит в , и содержание его в верхней зоне уменьшается рис.