Бланки корректурных проб


Обзор наиболее известных и часто применяемых тестов на внимание. Корректурная проба Бурдона Поводится индивидуально и в группе, у испытуемого должно быть желание выполнить задание. Инструкция Вариант 1: «На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте. Букву «К» нужно зачеркнуть, букву «Н» - обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы — 5 минут». Вариант 2: «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р». Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть». Тестирование и обработка результатов Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать. Продуктивность внимания количество просмотренных букв за 5 мин. Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы. Он характеризует не только чистую производительность — правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени. Таблица показателей успешности работы студентов Количество знаков В Точность в % С Меньше 1560 4 Меньше 81,9 1 1560-1720 5 81,9-83,0 2 1720-1880 6 83,0-84,1 3 1880-2040 7 84,1-85,1 4 2040-2200 8 85,1-86,2 5 2200-2360 9 86,2-87,3 6 2360-2520 10 87,3-88,4 7 2520-2680 11 88,4-89,5 8 2680-2840 12 89,5-90,6 9 2840-3000 13 90,6-91,6 10 3000-3160 14 91,6-92,7 11 3160-3320 15 92,7-93,8 12 3320-3480 16 93,8-94,9 13 3480-3640 17 94,9-96,0 14 3640-3800 18 96,0-97,0 15 3800-3960 19 97,0-98,1 16 3960-4120 20 98,1-99,2 17 4120-4280 21 Больше 99,2 18 4280-4440 22 4440-4600 23 4600-4720 24 4720-4920 25 Корректурная проба с кольцами Ландольта Данный тест является модификацией корректурной пробы Бурдона. Предлагается таблица с 22 строчками колец, в каждой строчке по 30 колец. Надо отыскивать и зачеркивать в каждой строчке кольцо с разрывом на 12 ч. Инструкция «Вы должны просматривать эти кольца строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все кольца с разрывом на 12 часов. Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать кольца как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одного кольца не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть». Обработка результатов Рассчитываются коэффициенты: 1. Продуктивность внимания количество просмотренных колец за 5 мин. Здесь å - количество правильно вычеркнутых колец; 0 — количество ошибок. Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы. Он характеризует не только чистую производительность — правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но имеет некоторое прожективное значение. Например если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени. Изучение распределения внимания Психолог предлагает испытуемым следующие задания. Написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться — у него слабое распределение внимания. Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…» Обработка результатов Подсчитать ошибки: максимум — 12, минимум — 0. Принято считать, что: хорошее распределение внимания соответствует количеству ошибок от 0 до 4. Среднее: от 5 до 7. Ниже среднего: от 8 до 10. Плохое: от 11 до 12. Образец правильного счета: 1, 2, - 4, 5, - 7, 8, - 10, 11, - - 14, - 16, 17, - 19, 20, - 22, - - 25, 26, - 28, 29, - - черта замещает числа, которые нельзя произносить. Сложение чисел с переключением В данном тесте изучается переключение и устойчивость внимания. Психолог предлагает испытуемому в течение 10 мин с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится различными способами, меняющимися каждую минуту. Полученную пару снова сложить аналогичным способом и т. В подготовительной части испытуемый складывает два числа по 1 способу 5 минзатем сложение по 2 способу 5 мин. После этого высчитывается среднее количество произведенных счетных операций в минуту. В основной части эксперимента он по сигналу начинает складывать предложенные пары цифр 1 способом. Через минуту дается сигнал «Время» испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать числа по 2 способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так он работает в течение 10 мин, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений. Подсчитать среднее количество произведенных операций за 1 мин в условиях переключения. Для этого требуется разделить среднее количество счетных операций на 1 мин в условиях переключения на среднее количество счетных операций в минуту, которое испытуемый выполнил без переключения. Чем ниже степень преключаемости у данного ребенка, тем хуже у него результат умственной деятельности на уроках при частом переключении внимания. Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах Инструкция «Материал, который ты получишь, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найди исправь их». Тестирование и обработка результатов После оглашения инструкции раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка — это ошибка внимания. Текст содержит 10 ошибок. Подсчитать количество ошибок: 0 — 2 ошибки свидетельствует о высоком уровне внимания; 3 — 4 ошибки - о среднем; 5 и более - о низком. Текст задания Ошибки в тексте подчеркнуты. Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самоле т сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалос ь мне на машине. Счет по Крепелину Данный тест предназначен для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости испытуемых. Можно использовать для изучения психического темпа, колебаний внимания, переключаемости. Испытуемому предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то нужно снизу подписать 2, а не всю сумму. Можно предложить записывать испытуемому всю сумму полностью. После этого он должен начать следующую строчку. Испытуемому объясняют также, что он должен работать быстро и без ошибок. Отмечая, сколько сложений выполнил испытуемый за каждые 15 с правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Это можно сделать путем очеркивания по строкам количества сложенных пар, и получается кривая утомляемости. Кривые утомляемости: - гиперстенический — начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляется истощаемость; в последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, но, в целом, обычно не достигая первоначального уровня; - гипостенический — отмечается постепенное увеличение времени и постепенная истощаемость, которая увеличивается без резких колебаний. Самый низкий результат сложенных пар отмечается к концу задания. Чем больше пиков, тем больше напряжение воли, внимания. Если К раб приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит. Если существует большая разница в выполнении строк — это свидетельствует о трудновключаемости. Увеличение ошибок к концу работы — утомляемость. Если ошибки не нарастают, а колеблются — колебания внимания. Если к концу ошибки вообще исчезают, то это принцип научения и хорошей врабатываемости. Отсчет по Блейхеру Тест заключается в отсчете от 100 до 0. Каждый раз от числа надо отнимать не 1, а 3, 7 или 13. Испытуемый должен считать про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между называнием испытуемым чисел психолог равномерно ставит точки для приблизительного хронометражаможно однако фиксировать длительность пауз и секундомером. При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то, что задание становится более легким, увеличивается. Возможны два варианта ошибок: - ошибки в единицах и, главным образом, при переходе через десяток — это свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности; - ошибки в десятках — характерен, главным образом для испытуемых с неустойчивым вниманием. При выраженном слабоумии с недостаточностью критики отсчитывании ведется вопреки инструкции — вместо 7 отнимается 10 и т. Таблицы Шульте Используются для исследования психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям. Инструкция «Нужно показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее и без ошибок». В норме на все таблицы обычно затрачивается одинаковое время. При выполнении задания можно проследить: - характер выполнения азартность, формализм, педантичность ; - эмоциональная сфера апатичность, холодность, неадекватность, самодовольство, вспыльчивость, плаксивость, потеря чувства дистанции ; - речь усиление или ослабление громкости речи, демонстративный шепот, молчание, оханье, стоны. Таблица перевода оценок времени в двадцатибалльную шкалу норма 15-17 : Время Т Время Т Меньше 113 20 213-223 9 113-123 19 223-233 8 13-133 18 233-243 7 133-143 17 243-453 6 143-153 16 253-263 5 153-163 15 263-273 4 163-173 14 273-283 3 173-183 13 283-293 2 183-193 12 293-303 1 193-203 11 303-314 0 203-213 10 Методика Горбова Испытуемому предлагают показывать на специальной таблице и называть числа в следующем порядке: 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное, 3 черное и 22 красное и т. Обычно в норме счет заканчивается на конце второй минуты, редко в начале третьей минуты. По результатам счета по минутам хорошо видна истощаемость внимания, связанная с переключаемостью. Тест Торндайка Тест на избирательность внимания. Задача испытуемого — отыскать десять заданных трехзначных чисел среди фонового материала. Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают порядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля: а систематический последовательно просматриваются все числа ; б оптимальный сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предлагаемой последовательностью расположения искомых чисел ; в хаотичный испытуемый наугад смотрит в разные зоны фонового материала. Среднее время нормы поиска 10 чисел — 190-211 сек. Исследования нормы показывают, что успешность женщин выше, чем у мужчин, с возрастом в обеих группах успешность падает. Показатель успешности коррелирует с показателем интеллекта в целом и уровнем академического обучения. Ключ по столбцам: 1 столбец — нет, 2 столбец — 5 цифра, 3 столбец — нет, 4 столбец — 3 цифра, 5 столбец — 1 цифра, 6 столбец — 7 цифра, 7 столбец — 4 цифра, 8 столбец — 9 и 10 цифры, 9 столбец — 2 цифра, 10 столбец — 6 и 8 цифры. Тест отыскания чисел Маршук Используется при исследовании распределения внимания. На бланке таблица 5 Х 5, в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 15 чисел пропущено. Перед обследуемым ставится задача — записывать на контрольном бланке в порядке очередности числа, которых нет на бланке пропуск отсутствующего числа считается ошибкой. Время работы с бланком в норме — 90 секунд. Можно использовать модификацию данной методики. В этом случае в чистом бланке надо расставить приведенные числа в образце в последовательности возрастания. Ключ 1-й таблицы: 3 4 9 12 19 22 24 31 34 38 42 46 47 52 53 60 67 68 72 86 87 89 91 94 96 Ключ 2-й таблицы: 5 8 11 13 19 25 28 31 34 36 42 44 54 58 63 65 66 72 75 78 82 84 94 96 99 Устойчивость внимания по Риссу Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания. Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея. Инструкция "На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы долны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок". Обработка результатов При анализе следует учитывать: - преобладает ли установка на скорость или установка на точность работы, - трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда, - при устном опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках. При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать времяза которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку с 1 по 5, с 6 по 10 и т. Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Время, затрачиваемое на выполнение задания: 3 мин. В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7. Ниже приводится перевод сырых баллов в процентили по этому тесту. Использование методики только в условиях индивидуального эксперимента. Инструкция "Вам будет предложено последовательно одна за другой несколько карточек, на которых нарисованы крестики. Фигура-эталон, изображенная крестиками слева, имеется в замаскированном виде справа. Ваша задача отыскать ее и очертить карандашом. Работать как можно быстрее". Время выполнения одной карточки не должно превышать 1 мминуты. Показатели теста Кюсси вычисляются по скорости и степени точности выполнения каждого задания. При решении задачи возможны ошибки двух видов: 1 элементы ошибочно включены в искомую фигуру; 2 пропущены элементы, которые испытуемый должен был включить в искомую фигуру. Вводится еще показатель скорости время, затрачиваемое на выполнение. Оба показателя точности и скорости можно перевести в единую десятибалльную шкалу со средним показателем 5. При анализе экспериментального материала сразу ясно, что испытуемый относится к «скоростному типу», если S 1. Кроме этих основных показателей, в данной методике есть еще мотивационный показатель, который получен благодаря включению в методику времени работы над ней, которое показывает степень заинтересованности испытуемого в решении заданий. Поскольку методика используется при изучении влияния стресса на психику, можно использовать ее до стресса например, экзамена и после стресса и сравнить сдвиг показателя А.

комментарий:

комментарий
 

Задание выполняйте быстро и точно». При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то, что задание становится более легким, увеличивается.